Статья в газете «Деловой Петербург» № 101 от 29.06.2018

Медицина в формате DDIGITAL



Цифровая помощь

Словосочетанием “цифровые технологии” сегодня вряд ли кого-то можно удивить - диджитализация стала обязательным элементом повседневной жизни человека. Однако в рамках медицинской сферы термин digital все еще воспринимается в диковинку, и понимание того, как цифровые технологии могут помочь и врачам, и пациенту, еще не до конца сформировалось в общественном сознании.

История появления

По мнению экспертов, российская медицина начала “оцифровываться” не три и даже не пять лет назад, как это могло показаться: появление digital технологий в этой отрасли относится еще к прошлому столетию. “В конце 90х, когда оборудование было, по большей части импортным, к нему уже поставлялись рабочие станции, информационные системы, системы передачи данных, упрощавшие работу с техникой”, - рассказывает ЕленаКириленко, руководитель компании-интегратора медицинских услуг «КЕЛЕАНЗ Медикал». “Тогда же пробовали перевести в электронную форму истории болезни пациентов, а также вести учет медикаментов в цифровом формате”, - добавляет эксперт.

Тем не менее только 4-5 лет назад дискуссия о цифровизации медицины достигла широкого охвата, и все участники рынка медицинских услуг поняли необходимость и перспективность для здравоохранения digital технологий, - рассказывает Елена Кириленко. Основным драйвером перемен стала государственная программа модернизации здравоохранения 2011-2012 гг., благодаря которой во многих клиниках России появилось современное медицинское оборудование, поддерживающее функции электронной передачи данных.

Сейчас цифровые технологии в медицине применяются в очень разных направлениях. Это, например, телемедицина, благодаря которой пациент может удаленно получить квалифицированную консультацию  специалиста из другого региона или же врач может отслеживать мониторинг состояния пациента, находящегося дома. Кроме того, цифровизация может значительно улучшить качество медицинского образования: она позволяет студентам и даже специалистам из разных точек страны получать рекомендации от опытных врачей, а также смотреть трансляции проведения хирургических операций в режиме онлайн. Digital технологии нашли свое применение и в фармацевтике: благодаря им, можно значительно упростить процесс выписки и получения рецептов на лекарства.

Елена Кириленко отмечает значимость диджитализации еще в одной сфере - в оказании скорой медицинской помощи. “Внедрение цифровых технологий здесь особенно важно, ведь именно в этой сфере все максимально зависит от оперативности действий врачей. Цифровизация скорой помощи поможет наиболее эффективно организовать работу службы и фактически спасти немало человеческих жизней”, - подчеркивает руководитель компании «КЕЛЕАНЗ Медикал».

Комплексное решение

Эксперты рынка предупреждают: при переходе клиники на “цифру”, важно применять не точечный подход и фокусироваться на каких-то отдельных областях применения новых технологий; вместо этого необходимо обновлять всю систему мед учреждения в целом. В противном случае, идея цифровой модернизации теряет свою суть, а изначально поставленные цели остаются не достигнутыми. 

“Когда информационная система в одном отделении медучреждения не взаимодействует с системой другого, серьезно нарушается процесс коммуникаций, в результате чего может пострадать эффективность работы всей клиники”, - рассказывает Елена Кириленко. Работу  своей компании она видит в комплексном решении задач: поэтому «КЕЛЕАНЗ Медикал» занимается не только поставками медоборудования, но и активно внедряет цифровые технологии в медицинские учреждения страны. По словам Елены Александровны,  «КЕЛЕАНЗ Медикал» все чаще занимается проектами по оснащению клиник полностью “под ключ”, таким образом, предоставляя заказчику гарантию того, что абсолютно вся медицинская техника будет работать в единой системе обмена информации.

В условиях постоянно меняющихся технологий, специфики каждого медучреждения и огромного выбора продукции, игрокам на рынке медицинских технологий также важно быть адаптивными и находить новые нешаблонные решения задач, которые подойдут под индивидуальный запрос заказчика. Так, например, для оптимальной работы  каждого отдела медицинского учереждения необходимо из отдельных типов оборудования составить единый современный медико-технологический комплекс, в котором все элементы, способствуют максимально эффективной работе .. Опыт компании-интегратора «КЕЛЕАНЗ Медикал» включает и такие виды работ. “При поставке оборудования мы всегда обсуждаем с заказчиком все детали, узнаем о его пожеланиях, чтобы результат полностью соответствовал поставленной задаче”, - поясняет Елена Кириленко.

На пути к цели

Сейчас в стране наблюдается положительная динамика в сегменте цифровой медицины. На последнем ПМЭФ глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что в ближайшие 30 лет здравоохранение России перейдет на цифровые рельсы: люди смогут получать данные о собственном здоровье с помощью гаджетов. Министр пообещала, что уже в 2019 году и центральные, и региональные мед. учреждения России получат доступ в Интернет.

Тем не менее, эксперты отмечают и некоторые трудности, устранив которые, медицина развивалась бы в разы быстрее. “Пока что актуальности не теряет вопрос финансирования. Учреждениям нужно еще обновить аппаратную базу, купить более современное оборудование, а некоторую технику модифицировать, чтобы оборудование взаимодействовало между собой и могло обмениваться данными”, - комментирует Елена Кириленко. “И второй момент - это конечно же профессионализм кадров, которые имеют дело с цифровизацией медицины. Работа с новым оборудованием, программным обеспечением очень кропотливая, поэтому надо тщательно разрабатывать конфигурацию цифровой системы медицинского учреждения  , и учитывать все нюансы ее дальнейшего функционирования”, - подчеркивает эксперт.

Поэтому, добавляет Елена Кириленко, одним из ключевых акцентов компании “КЕЛЕАНЗ Медикал” является требование к специалистам и обратная связь от заказчиков. Грамотно расставленные приоритеты необходимы не только для успешной деятельности компании: это также формирует надежность предприятия, которой могут похвастаться, к сожалению, не все участники рынка.

“ Необходимо дать возможность заказчикам обязательно выдвигать требования к квалификации поставщика, квалификации исполнителя. Такие реформы помогут продвинуть рынок медицинских технологий далеко вперед”, - подчеркнула эксперт.



Возврат к списку