15.01.2018

Елена Кириленко: «Жизнь научила быть сильной»

Журнал "Клуб 33,6 миллиона" №20 за 2017 год

«Купеческое слово — кандалы!» — говорил один из героев «Бесприданницы». Примерно такими же крепкими в идеале должны быть договоренности между партнерами и в современном бизнесе, считает наш собеседник, генеральный директор «KELEANZ Medical» Елена Кириленко. Компания, 10 лет назад созданная одной из самых успешных в нашем городе женщин-предпринимателей, занимается разработкой проектов в области медицинских технологий, вводит в эксплуатацию важнейшие объекты: реабилитационные центры и родильные отделения, операционные блоки, палаты интенсивной терапии, центральные стерилизационные отделения и т. д. Осуществляет инженерные проекты с использованием самых современных разработок. Большие и сложные задачи! О том, как компания с ними справляется, Елена Кириленко рассказала в интервью.

— Елена Александровна, за свое первое десятилетие ваша компания реализовала десятки сложнейших проектов. Какой из них вам снится? Может, тот, с которым вы, несмотря на форс-мажор, справились в олимпийском Сочи? 

— И он тоже. Но все же самым нервным для меня и всей команды был проект в Ялте. Вот тогда было не до сна — работали чуть ли не круглосуточно. Нам нужно было поставить 3 тысячи единиц оборудования 79-ти производителей, в том числе зарубежных, и все это смонтировать и ввести в эксплуатацию за два месяца. Такая стояла задача. Мы справились, несмотря на санкции. Мы никого не подвели и не подводим. Наши партнеры — поставщики и покупатели — это знают и ценят.

— О ваших достижениях рассказывают «Коммерсант», «Деловой Петербург» и другие издания. Главная идея журнала «Клуб 33,6 млн» — гендерное равенство в политике, экономике, бизнесе. Состоявшиеся, успешные женщины, их жизненные истории нам интересны. Каким был ваш путь к успеху? С чего начинался? 

— Мой начинался по принципу: знания даются «дырками в штанах» — я много и исправно училась и, без преувеличения, практически 24 часа в сутки трудилась — было такое время.


Елена Кириленко, генеральный директор KELEANZ Medical. Окончила Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, программу “Управление предприятием малого и среднего бизнеса” Вашингтонского государственного университета. Помощник депутата Законодательного собрания Ленинградской области, председатель правления делового клуба Chief Time, член совета директоров Санкт-Петербургского союза предпринимателей.

Образование помогало. Я закончила технический вуз, сейчас это называется Академия путей сообщения, на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Образование по тем временам уникальное: я изучала электронику, микропроцессорную технику, системы телекоммуникаций. Работая над дипломом, сама проектировала, конструировала и, по сути, создавала оборудование по передаче данных оптоволоконной связи. Тогда, в 90-е, это был космос. Помогали и языковые знания — училась в специализированной школе с изучением некоторых предметов на английском. И вуз закончила с двумя дипломами — красным дипломом инженера и инженера-переводчика. 

— Но иногда учеба, даже самая успешная, сама по себе ничего не значит. Может, вы родились такой везучей? 

— Не знаю, лотерея это или нет, но мне посчастливилось: в 95 году меня пригласили в медицинское подразделение «Дженерал электрик» — одну из мощнейших тогда в мире компаний — руководить Дальневосточным отделением. Это была очень серьезная школа для меня — у нас в России только начиналось становление бизнеса. Я проработала в этой американской компании 11 лет: два года на Дальнем Востоке и 9 — в Петербурге, куда меня пригласили на должность руководителя Северо-Западного представительства компании. 

— В город на Неве влюбились сразу? 

— Да, и навсегда. 


— Если в двух словах, каков главный итог работы в «Дженерал электрик»? 

— Колоссальный опыт.

— Что помогало его приобретать? 

— Если тоже в двух словах, то энергия и желание. С энергией было все в порядке — я была молода. И желания работать было много. И не только ради материального, но и чтобы создать что-то важное, значимое. Для себя, для заказчиков, для дела. 

— Легко ли было в таком молодом возрасте занимать высокие руководящие посты, чувствовали ли вы себя на равных правах с коллегами-мужчинами?

— Я об этом тогда не задумывалась. В «Дженерал электрик» была единственной женщиной — региональным менеджером, и всегда работала в мужском коллективе. Да, порой чувствовала мужское недоверие. Это неуютно, иногда расстраивает, когда тебе говорят не совсем приятные вещи. С другой стороны, это тоже был опыт — я обросла, можно сказать, психологической броней, что помогает переживать жизненные невзгоды. Мне кажется, что женщины иногда излишне эмоциональны в этом плане. А то, чего мы боимся, к себе притягиваем. Наверное, мудрее надо быть. Впрочем, тогда в молодости, мне хотелось быть побольше с семьей: ребенок рос, в школе учился, в вуз поступал. Но никаких поблажек мне, как женщине, не делалось — работала наравне со всеми, почти без выходных, в командировки ездила по несколько раз в месяц. 

— Мужчины не всегда нас понимают. Ваше желание создать собственный бизнес из-за этого случилось? 

— Нет-нет. Я как раз люблю работать с мужчинами. И умею находить с ними общий язык. Причина другая: я свободолюбивый человек. Поняла, что хочу сама принимать решения, сама делать то, что задумала, ну и сама отвечать, если что-то не так, что-то не получилось. Ключевые слова здесь — «хочу сама»! 

— Свобода — дорогое удовольствие. Нужно быть решительной и сильной. Вас этому учили? 

— Да, и этому тоже. Мне повезло — у меня было много хороших учителей, и я всем была и остаюсь благодарна. Все, что мне объясняли, — слушала, впитывала, накапливала… Я умела учиться и не перестаю это делать сейчас. Так что все просто: знания давали уверенность, уверенность добавляла мне сил. Ну и конечно, многому жизнь научила и родители — им я прежде всего благодарна за серьезное базовое образование. И за строгость тоже — меня строго воспитывали. А выросла счастливой — встретила в жизни много интересных и достойных людей. 

— У трудов есть плоды — вашу компанию знают в стране и за ее пределами. Вы осуществляете масштабные проекты в Крыму, Тюмени, Сочи. Как репутацию для нее создавали? 

— Я когда строила фирму — она отличается от ряда российских компаний, это отмечают и наши зарубежные партнеры, — делала серьезный упор на системность в бизнесе и всегда говорила: мы не продаем оборудование как таковое и не работаем по готовому списку, который нам предложат. Мы идем от постановки медицинской задачи, а потом уже под нее подбираем оборудование или комплектуем отделение, клинику под ключ и дальше делаем поставку. Важный момент: мы сами разрабатываем медицинские технологии, проводим инструктаж персонала и обеспечиваем сервисное сопровождение. Обязательно! Мы наших заказчиков ведем годами, и они себя чувствуют уверенно и спокойно. Выйдет ли из строя оборудование или появится новый доктор, который его еще не освоил, мы — всегда на связи, мы оперативны — сразу выезжаем к заказчикам. 

— На Восток шагнуть не планируете? 

— Думаем об этом. В наших планах — Сибирь и Дальний Восток, мне сам бог велел туда вернуться. На рынки ближнего зарубежья пока не выходим, есть нюансы: в оснащении медицинским оборудованием — много регламентирующих документов. В каждом государстве своя нормативная база. А вот поставщики у нашей компании — со всего мира. На нас выходят и представители восточных стран. Приезжала делегация из Ирана, производитель медицинской мебели. Изучив игроков российского рынка, заинтересовались нами, предлагали сотрудничество. Ведем переговоры.

Компания KELEANZ Medical специализируется на разработке медицинских технологий, комплексном оснащении и сервисном сопровождении медицинских учреждений, модернизации и переоснащении объектов здравоохранения. Официальный представитель «Фармстандарт-Медтехника», General Electric, Johnson & Johnson и ряда других ведущих российских и зарубежных производителей оборудования для медицины

— Чтобы решать такие масштабные задачи, нужен крепкий работоспособный коллектив. Подобрать его — сложная задача. 

— Это так. С людьми и легко, и сложно. Легко, когда тебя слышат, понимают, вступают в диалог, когда хотят работать. Я не авторитарный, но жесткий и требовательный руководитель. В нашем бизнесе иначе нельзя — в тех объектах, которые мы создаем, сохраняется здоровье, спасаются жизни людей. Это очень серьезно. Поэтому с теми, кто не желает это понимать и работать на задачу, на результат, я расстаюсь без сожаления. 

— Кого не уволите? 

— Активных, инициативных сотрудников-профессионалов.

— Что в коллегах цените? 

— Профессионализм, инициативу и ценю. В коллегах-мужчинах — энергичность, надежность и ум, в женщинах — все то же плюс, деликатность и дипломатичность.

— Выстроены отношения, есть команда, надежные партнеры, но есть и преграды. Что мешает бизнесу?

— Несовершенство судебной системы. 

— И конкретный пример есть? 

— Да, с апреля недобросовестный партнер, для которого мы под ключ оснащали объект в Крыму, не заплатил нам за выполненные работы 90 млн рублей. И не желает! Мы подали заявление в арбитраж в мае, лишь только в октябре судья пообещала почитать материалы дела. Полгода ждали! Теперь ждем заседания суда и знаем, что это только начало… А ведь для малого бизнеса 90 млн — сумма серьезная. Думаю, не мы одни надеемся, что суды когда-то заработают более оперативно. 

— Такие случаи, как ваш в Крыму, и рождают недоверие к предпринимателям. Люди говорят: бизнесу не хватает достоинства, едва ли не доблестью считается кого-нибудь, простите, объегорить. 

— Причем все больше и больше. Удивительно, что это есть и во взаимодействии с юридическими компаниями, которые занимаются сопровождением бизнеса. 


— Речь идет о казуистике, об уловках в договорах? 

— Нет. Когда занимались крымским проектом, столкнулись с новой схемой. Она заключалась в том, чтобы втянуть нас в бесконечные суды, в переписку — в процесс. Такая стратегия: поставить компанию на абонентскую плату, а дальше — поехало! Время идет, деньги платятся, что-то происходит, а результата нет. И мы уже встречались с этим не раз. А еще есть компании — мыльные пузыри, которые предоплату просят, но свои обязательства не выполняют. Поэтому жесткая тенденция проверять контрагента появилась не зря. Этого требуют налоговые службы, банки. И это правильно. 

— Вы долго работали в американской компании, можете сравнивать стратегию, менеджмент. 

— Это была огромная компания, там было все четко организовано. Мне же свой бизнес пришлось начинать с нуля. Немало из того, что я делаю, в других компаниях вызывает удивление, мол, зачем вам это надо? Мне это надо, чтобы компания работала эффективно! К сожалению, не все пекутся о репутации, об имиджевой составляющей и забывают о том, что извлечение прибыли — не единственная задача бизнеса, нужно думать о том, что ты оставишь людям, городу, стране. Что касается сравнения нашего и зарубежного бизнеса, разница по-прежнему есть, но она все больше стирается. Но, безусловно, в крупных успешных компаниях, с хорошей бизнес-историей всегда есть чему поучиться. И если появляется такая возможность, ее нужно использовать. 

— Ваш главный жизненный принцип?
— Держать слово. Лично для меня это много значит — меня так воспитали. Мне физически нехорошо, если что-то я не доделала. И не раз говорили, что вы, мол, переживаете, другие не парятся. Я всегда отвечала: «У нас будет так, как правильно». Люблю, когда правильно. 

— Вы правильны, самодостаточны, в себе уверены. Но иногда нам, женщинам, требуется плечо, чтобы на него опереться. 

— Во всех ситуациях я сама себе плечо. 

— Как энергию восполняете: фитнес, спорт, шопинг? 

— Шопинг — не про меня. Да, магазины — необходимость, но я их терпеть не могу. Люблю театр, балет, интересные поездки. Перечитываю классику: Булгакова, Чехова, Толстого. И недоумеваю: кто запихнул «Анну Каренину» в школьную программу? Это ж такая психологически сложная вещь. Интересного много, к сожалению, времени мало. Но о себе я все же стараюсь не забывать: занимаюсь здоровьем, не обхожу стороной косметологов. Как любой женщине мне небезразлично, как я выгляжу. В этом в определенной степени есть уважение к окружающим. Бизнес — бизнесом, но женщина должна вызывать приятные эмоции.

Ольга Рощина


Возврат к списку